Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

   Налоговой базой по земельному налогу является именно кадастровая стоимость земельных участков. При исчислении гражданам земельного налога налоговые органы определяют налоговую базу на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Росреестром и его территориальными органами.
   Налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются органами Росреестра бесплатно. Указанные сведения размещаются на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/).
   Как правило, государственная кадастровая оценка земель проводится массовым методом, в связи с чем несоответствия между рыночной стоимостью объекта, учитывающей его индивидуальные характеристики, и стоимостью, установленной в результате кадастровой оценки, которая является налоговой базой для исчисления земельного налога, неизбежны.
   Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц.
   Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, т.е. заявитель вправе сразу обратиться в суд. Суд или комиссия изменит кадастровую стоимость, внесённую в ГКН, если установит её несоответствие рыночной стоимости.
   На практике у налогоплательщиков часто возникает вопрос: начиная с какого налогового периода можно применять новую кадастровую стоимость, признанную решением суда или комиссии?
   Рыночная стоимость земельного участка определяется по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, внесенной в ГКН. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке не означает аннулирования ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новые сведения о стоимости земельного участка орган кадастрового учета должен внести в ГКН с даты вступления в силу судебного акта. Именно с этого момента наступают правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка. То есть кадастровая стоимость участка, установленная судебным актом, не подлежит применению при исчислении земельного налога за прошлые налоговые периоды.
   С 22.07.2014 на основании ст. 24.20 За- кона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, новая кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
   Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы только за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ГКН. Поэтому в резолютивной части решения суда указывается дата подачи соответствующего заявления.
   Пример 1. Гражданин в 2015 году подал заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию, которая определила его новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2014 (сведения о кадастровой стоимости внесены в ГКН). В данном случае изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в 2015 году на основании решения комиссии, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, т. е. с 2015 года. При этом перерасчет земельного налога исходя из новой кадастровой стоимости за прошлые налоговые периоды (2014 год) не осуществляется.
   Пример 2. Гражданином заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано в комиссию в ноябре 2013 г., а решение по нему вынесено после 22.07.2014. В рассматриваемой ситуации перерасчет земельного налога производится, начиная с налогового периода за 2013 год.
   Пример 3. Гражданин подал заявление в августе 2014 г., а решение суда по нему было вынесено в марте 2015 г. Земельный налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости, начиная с налогового периода за 2014 год.
   Таким образом, в целях исключения затяжных споров и налоговых претензий, когда физическое лицо считает, что кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в его собственности, превышает рыночную стоимость, ему необходимо обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию или в суд, приложив соответствующие документы. Дата подачи заявления имеет важное значение для целей исчисления земельного налога.

Индивидуальные предприниматели и налог на имущество физических лиц

   Глава 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ введена в действие с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ. С этой же даты прекращено действие Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон №2003-1).
   О предстоящих изменениях в отношении начисления и уплаты налога на имущество физических лиц было известно уже давно. Но особый интерес к нововведениям проявляли индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы и использующие имущество в предпринимательской деятельности.
   Следует напомнить, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную и патентную системы налогообложения (с 1 января 2015 г.), и индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД (с 1 июля 2014 г.) обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, перечень которого установлен в ст. 378.2 НК РФ (административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания и пр.).
   При использовании в предпринимательской деятельности иного имущества индивидуальные предприниматели – «спецрежимники» освобождаются от уплаты данного налога.
   Что касается индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, то для них действует полное освобождение от уплаты налога в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
   При реализации предоставленного налоговым законодательством права на освобождение от уплаты рассматриваемого налога необходимо учитывать следующее.
   В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Причем расчет налога осуществляет не сам плательщик, а налоговый орган на основании имеющихся данных, поступающих от регистрирующих органов.
   Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что юридически имущество граждан (физических лиц) и имущество индивидуальных предпринимателей не разграничено.
   Таким образом, начисление налога на имущество за истекший налоговый период (календарный год) индивидуальным предпринимателям производится налоговыми органами.
   У индивидуальных предпринимателей появляются закономерные вопросы: в какой форме подавать заявление и в какой срок? Какие документы можно считать до- статочными для подтверждения льготы?
   Необходимо отметить, что заявление индивидуальными предпринимателями подается в произвольной форме, в том числе и после того, как налоговыми органами был произведен расчет налога. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты налога на имущество. В качестве документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты данного налога, могут применяться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода: договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, и т. п. Заявление на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц подается в налоговый орган по месту нахождения имущества ежегодно с приложением документов, подтверждающих использование имущества в предпринимательской деятельности, в конкретном налоговом периоде.

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса Е.Ю. Микитинская

Полный выпуск газеты от 16 сентября 2016 г. № 27 (589)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *