Любите ли вы лирические комедии? А ведь это непростой жанр, требующий тонкого восприятия и осторожного подхода – именно так считает заслуженный деятель искусств России, режиссер Валерий Якунин, который поставил в московском областном драматическом театре пьесу «Любовь на лестничной клетке» по мотивам пьесы американского драматурга Джерома Чодорова. премьера спектакля состоялась 12 ноября.


   Действие разворачивается на четвертом этаже старого нью-йоркского дома. На сцене не так уж много декораций – лифт и две входные двери. Правда, у каждой двери свой антураж, и как увидят зрители, у каждого из обитающих за этими дверями жильцов свой характер и свое отношение к сюрпризам, которые подбрасывает жизнь.
   Что бы вы делали, будучи женщиной «слегка за сорок», разругавшись мужем, теперь уже бывшим, и оказавшись без ключей у запертой двери собственной квартиры? Главная героиня пьесы Дженнифер Фостер старается не терять присутствия духа, хотя дается ей это непросто. А тут еще поднимается на лифте сосед, которого никогда почему-то не было видно, да такой странный, огромный, хотя и не лишенный обаяния – представляется и пытается исправить ситуацию, но его попытки, кажется, всё только усугубляют. Роль Майкла Гарднера, соседа, со всем присущим ему шармом исполнил заслуженный артист России Владимир Ташлыков. Многие знают его по ролям в телесериалах, одна из недавних – суровый майор Круглов в многосерийном фильме «След» о работе криминалистов, но в этой постановке актерское дарование Владимира Ташлыкова раскрывается, конечно, совсем с другой стороны. Дженнифер играет заслуженная артистка Московской области Татьяна Иванцова, очень органично проживающая на сцене все непростые перипетии, в которые попадает ее героиня.
   В театре любят иногда разрушать границу между зрительным залом и сценой – актеры выходят на подмостки через проходы между рядами или спускаются вниз, обращаясь напрямую к зрителям, что, конечно, производит сильное впечатление. В спектакле же, поставленном Валерием Якуниным, граница вроде бы не нарушается, но в то же время практически не ощутима, ведь актеры почти всё время на авансцене, совсем рядом, и эффект присутствия в предлагаемых обстоятельствах от этого только возрастает.

   В постановке заняты артисты разных поколений: Владимир Драковский, Вероника Кулакова, Роман Чумаков, о чем говорила главный режиссер театра Вера Анненкова на пресс-конференции перед премьерой. Она отметила, что очень важно иметь возможность что-то почерпнуть друг у друга, ведь у каждого возраста свои уникальные особенности. Актриса Елена Троян назвала работу с такими партнерами большой удачей и поделилась своими впечатлениями о роли: «Внутренне роль для меня действительно очень большая, я и как на женщину посмотрела на себя как-то с другой стороны, и как на актрису, на героиню этого спектакля». В пьесе нет проходных персонажей, все связаны между собой, всех объединяют разные события и чувства друг к другу. Небольшую, но очень выразительную роль слесаря исполнил заслуженный артист России Андрей Троицкий – «что само по себе смешно», как он сам заметил. Кстати, интересный факт: Андрей Васильевич отлично рисует, и в этой постановке он поучаствовал также в качестве художника по костюмам – совместно со своей женой Яниной Тульчинской, замечательную работу которой можно было видеть, например, в «Кентервильском привидении».
   Спектакль создавался не сразу, пришлось подождать очереди на премьеру – у театра тоже есть свой план и расписание. Репетиционный процесс длился два месяца, это дало возможность тщательно про- работать постановку.
   Артисты уверяют, что репетиции проходили без напряжения, все были настроены очень положительно, смеялись, и хотя иногда спорили, это тоже приводило к интересным решениям. Владимир Ташлыков уверен, что и зрители смогут уловить такое настроение: «У нас не было равнодушных, потому что пьеса всех увлекла своей удивительной человеческой теплотой. Мы надеемся, что наша заинтересованность, какая-то наша положительная энергетика перейдет к зрителю». Татьяна Иванцова с ним согласна – она заметила, что это был приятный, насыщенный, вдумчивый процесс, полный поисков и неожиданных находок. Режиссер заставил всех вспомнить азы театральной школы, практически применить систему Станиславского, проживая, а не просто показывая жизнь героев пьесы. В то же время нельзя забывать, что это лирическая комедия, которая чужда назидательности. И режиссер, и актеры как будто просто рассказывают историю, но историю яркую, веселую и очень душевную. И неважно, в какой стране происходит действие, люди везде любят и радуются, ссорятся и мирятся, попадают в разные ситуации и решают важные жизненные вопросы. А если это действие наполнено музыкой, танцами, неожиданными поворотами сюжета, ни о каком морализаторстве никто и не вспомнит.
   Автор пьесы был сценаристом, писавшим для Бродвея и Голливуда. Оригинальное название пьесы переводится как «Сообщество двоих», Джером Чодоров в свое время сам ее поставил и ездил с гастролями по Америке. В газете «Нью-Йорк таймс», которая писала об этой постановке в 1974 году, были процитированы подслушанные в антракте реплики зрителей: «Разве это не здорово?», «Почему мало таких шоу?» А актриса, исполнявшая главную роль, в интервью этому изданию заметила: «Почему у нас так немного светлых комедий? Разве всё должно иметь социальный подтекст? Гораздо сложнее заставить людей смеяться, вы же знаете».
   «Любовь на лестничной клетке» в постановке Московского областного театра драмы и комедии, несомненно, заставляет зрителей и смеяться, и сопереживать, и наслаждаться игрой актеров, и задумываться о чем-то серьезном. Казалось бы, это просто история, но героям предстоит понять много важных вещей – где истинное, а где ложное представление о счастье и любви, что оставить за дверью, а что взять с собой в будущую жизнь. И главное: никогда не надо отчаиваться, ведь всё может измениться в любой момент и в самую лучшую сторону.

Ольга Гончаренко

Фото Натальи Пичугиной

Полный выпуск газеты от 1 декабря 2016 г. № 33 (595)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *