Обуховский парадокс – в чём он заключается? Чтобы это понять, нужно внимательно и не спеша дочитать до самого конца эту информационную статью.

Читатели «Альтернативной газеты» помнят, что мы неоднократно освещали тему предстоящего упразднения городских и сельских поселений Ногинского района. На сегодняшний день чиновники в высоких кабинетах планируют, что уже с 2018 года город Старая Купавна перестанет быть городом, а станет микрорайоном г. Ногинска. Та же участь ожидает и другие поселения – например, село Кудиново или посёлок Обухово, а весь Ногинский район станет городским округом. Какие плюсы и минусы это принесёт?
Для начала изложим точку зрения областного руководства, которое ратует за такую неоднозначную реформу. В Подмосковье в 2015-2016 годах упразднены сельские и городские поселения и сформированы городские округа на территориях Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озерского, Серебряно-Прудского, Шаховского, Красногорского, Павлово-Посадского, Люберецкого, Рузского, Луховицкого и Зарайского районов. В 2017 году такая же участь постигла уже шесть муниципальных образований – стали городскими округами Истра, Наро-Фоминск, Чехов, Коломна, Шатура, Ступино. Планируется, что и оставшиеся районы в Московской области течении ближайшего периода тоже будут реформированы.
18 июля 2017 года новостное агентство «РИАМО» распространило слова председателя Московской областной думы Игоря Брынцалова: «В осеннюю сессию продолжим работу по формированию городских округов». Ранее он утверждал, что экономия от создания городских округов в этих муниципальных образованиях по первым подсчетам составит порядка 2,5 миллиардов рублей к концу года. Также Брынцалов подчеркнул, что статус городского округа позволит муниципалитетам активно включаться в различные программы, в том числе и федерального уровня.
С учётом того, что у областных депутатов каникулы заканчиваются 14 сентября, можно предполагать, что в ближайшее время такая кипучая деятельность будет вновь продолжена.
Самые очевидные плюсы предстоящей реформы – это сокращение количества чиновников и депутатов, экономия средств на их содержание. Если сейчас в Ногинском районе всего 135 депутатов (15 районных и 120 поселенческих), то после реформирования должно остаться 15-20 человек. Однако сокращение почти ста депутатов не даёт по сути ничего, так как по закону 90% местных муниципальных депутатов работают на общественных началах, т.е. безвозмездно. При этом сокращение количества чиновников на местном уровне в поселениях увеличивает их на уровне районном, т.е. городском. Например, когда в 2009 году все поселения Ногинского района получили широкие полномочия, то в них чиновников естественно стало больше, а чиновников районной администрации пришлось существенно сокращать, так как им нечего было делать в связи с передачей части полномочий на нижестоящий уровень.
Во вновь образованном городском округе должны быть единые усреднённые тарифы на ЖКХ, проезд на транспорте и т.д. – с одной стороны, это вроде бы хорошо. Проезд по городу Старая Купавна сейчас стоит 46 рублей, из Старой Купавны в посёлок Зелёный – 54 рубля, а в город Ногинск – 70 рублей. После создания городского округа проезд из Старой Купавны в Зелёный или в Ногинск должен стоить одинаково 46 рублей, так как это передвижение осуществляется по городу Ногинск, из одного микрорайона в другой.
Однако рентабельность такой поездки разная, и если учесть, что протяжённость Ногинского района от края до края 50 км, проезд экономически не может быть таким дешёвым. То есть и за две остановки от купавинского Свято-Троицкого храма до остановки «Промтоварный магазин» в начале улицы Кирова пассажир отплатит 46 рублей, и до конечной, до автовокзала г. Ногинска тоже 46 рублей. Тогда неизбежно такие перевозки будут дотироваться из муниципального или областного бюджета, т.е. из наших с вами собранных налогов, по сути из нашего же кармана. Значит средства, которые первоначально могли быть потрачены на некие мероприятия, на тот же ремонт дорог, будут сокращены. Второй путь, чтобы снизить нагрузку на бюджет и не дотировать убыточно-низкие цены: нужно поднять среднюю стоимость проезда – к примеру, сделать её уже 60 рублей. Тогда проезд на автобусе одной остановки будет очень дорогим, а проезд 22 остановок очень дешёвым, ведь стоимость единая в пределах такого теперь громадного города.
За последние годы поселения Ногинского района, имея собственный бюджет и реальную власть на местах, смогли решить очень много важных задач, которые годами просто не решались. На примере Старой Купавны многие до сих пор помнят, как в советские годы динамично развивался посёлок, как во многом он был даже образцовым для других сельских поселений. А после 1993 года, когда был расстрелян Белый дом,где находился Верховный Совет России, уже на нижестоящем уровнестали распускать депутатов сельских поселений. Были упразднены депутаты, и так называемые поссоветы лишились бюджета и всякой только-только появившейся у них самостоятельности. Глав таких территориальных поселений назначал глава района, и в любой момент мог также их снять, поэтому завоёвывать авторитет у населения назначенному чиновнику не было никакого смысла. Самое главное – не перечить главе района, а всякими просьбами выделить дополнительные деньги на нужды подведомственных территорий лучше не донимать. Те же, кто осмеливался просить, нередко слышали, что мол крутись как сможешь, ведь с деньгами и дурак решит проблемы. Поэтому многие главы смотрели в рот начальству, стараясь лишний раз не тревожить покой своего любимого шефа. Закономерен итог выборов 2005 года в Старой Купавне, когда глава Павел Резник, управляя поселением 4 года и имея за плечами некий административный ресурс, набрал 7% и занял 4 место. Не спрашивайте, как так можно руководить, чтобы 93% пришедших к избирательным урнам жителей были против тебя.
Районные центры искусственно, за счёт концентрации средств и полномочий, более или менее процветали. На примере Старой Купавны было видно, что, несмотря на работающие текстильную фабрику, завод «Акрихин» и другие купавинские предприятия, наполнявшие Ногиский районный бюджет в те годы почти аж до 40%, на самой этой купавинской территории это практически никак не отражалось.
Недостроенный спортивный комплекс на Акрихиновском стадионе, который стал муниципальным, с высокой степенью готовности попросту забросили. Школу, первый камень которой приезжали торжественно закладывать губернатор Московской области Анатолий Тяжлов и глава Ногинского района Владимир Лаптев, бросили на несколько десятилетий, не начав строить дальше фундамента. Купавинскую больницу на несколько лет просто закрыли на ремонт, проблема купавинской питьевой воды по данным контролирующих органов была не пригодная для питья, вечный огонь в сквере Боевой Славы потух, казалось безвозвратно…
Немножко главу района Владимира Лаптева отрезвили результаты выборов 1996 года, когда в двухсоттысячном Ногинском районе он победил по официальным данным с перевесом 141 голос, и Старая Купавна, между прочим, тоже внесла свою лепту в такой итог.
На совещаниях у главы района, транслируемых Ногинским телевидением, было заметно, что повестка дня оперативных совещаний имеет перекос в пользу решения проблем г. Ногинска, хотя жители района составляли примерно то же количество, что и сам город –около 100 тысяч человек проживали и там, и там. В Ногинске закрывались предприятия, один «Глуховский текстиль» сократил более 10 000 рабочих мест. Зато активно строился микрорайон Новое Заречье, фонтаны, тротуарная плитка и прочее благоустройство расцветало в том числе за счёт внебюджетных средств. И дело не в том, хороший был глава района Владимир Лаптев или плохой, так типично поступали сотни глав районов по всей России. При скудности бюджетов и мизерных поступлениях налогов в лихие 90-е свои районные центры поднимали, и естественно меньше уделяли внимания окраинам районов.
С принятием в 2003 году нового федерального закона о местном самоуправлении ситуация в поселениях района начала меняться к лучшему, так как на уровне поселений с 2006 года начали появлятся полномочия, а с 2009 года свои местные бюджеты. Также с 2005 года появилась выборность власти – местных депутатов и глав стали избирать.
Ориентир местных чиновников кардинально изменился, население стало больше участвовать в управлении своих территорий, присутствовать на открытых заседаниях депутатов, выражать своё мнение в том числе и на публичных слушаниях, опросах населения, местном референдуме и т.д.
Подтверждением этого может служить речь, произнесенная председателем купавинского Совета депутатов Владимиром Литовченко в феврале 2017 года в городе Ногинске: «Тут уже все высказались, и я сразу говорю, что я против объединения. Я всё-таки готовился к выступлению и хочу выразить мнение купавинцев. Депутатов Старой Купавны очень волнует вопрос, связанный с реформированием местного самоуправления Подмосковья. Мы считаем, что не централизация власти, а централизация экономики, полномочий принесёт непоправимый вред жителям муниципальных образований. У нас так же, как и во всех образованиях, с 2005 по 2009 год был переходный период к местному самоуправлению, и бóльшая часть находилась у района, поселение финансировалось по остаточному принципу. Коммунальное хозяйство пришло в полнейший упадок, постоянно были аварии на теплотрассах, веерное отключение электричества, горячей воды не было до полугода, по пять-шесть месяцев – казалось, что ситуацию эту уже никак не исправишь. Так бы и продолжалось до сих пор, если бы в 2009 году не произошла передача большей части полномочий из района в город. За неполные восемь лет в Старой Купавне на 93% заменены тепловые сети, модернизированы котельные. Из девяти котельных осталось три, в том числе мазутная котельная в посёлке Рыбхоз переведена на газ. В связи с этим проблемы с горячим водоснабжением в муниципальном образовании больше нет. Уже три года дети в наших школах учатся в одну смену. Прокладываются новые дороги, тротуары, старые расширяются, появилось несколько новых скверов. Сквер Боевой славы превратился в настоящий парк с роскошным фонтаном, газонами и ухоженной территорией. На внебюджетные средства, на 500 миллионов – вдумайтесь в эту цифру, полмиллиарда – построены новые очистные сооружения, которые решат многолетние экологические проблемы нашего муниципального образования, это особенно актуально в настоящий год экологии. Построено помещение ЗАГСа – я бы сказал, что это дворец, который входит в пятерку лучших ЗАГСов Подмосковья. … Поселение самостоятельно решает свои проблемы, осуществляет стратегические планы по развитию своих территорий. Все внутренние проблемы решаются на уровне местного самоуправления. Простой пример: в 2015 году, уже говорилось, забрал у нас район полномочия по дорожному строительству и ремонту дорог. Это привело к тому, что весной 2016 года ремонтные работы не проводились, сроки аукционов были затянуты. Не справившись с этой проблемой, район вернул эти полномочия – Рейтер (ред. тогдашний глава Ногинского района) извинялся перед нами, отдал полномочия, и ремонт дорог начался лишь к началу осени. Таких примеров можно привести много, утомлять вас не буду. На прямом диалоге с жителями Ногинского района Игорь Петрович – если бы он здесь был, я бы поклонился, но некому кланяться – он очень верно заметил, что на каждом клочке нашей земли должен быть хозяин. Будет хозяин – будет, с кого спросить за результаты дела, за какие-то проблемы. Мы с этой мыслью полностью согласны. У нас в Старой Купавне такой хозяин есть в лице главы городской администрации, и хорошо, что новый глава района это осознает. Все мы прекрасно понимаем, что при соединении в городской округ финансировать поселения будут по остаточному принципу. Ни одного положительного момента от реализации этой реформы местного самоуправления мы не видим. С 2009 года бюджет Старой Купавны увеличился, как и у многих, в 4 раза. Размещённые внебюджетные средства сравнимы с бюджетом. Если всё это посчитать, то экономия на роспуске муниципалитета является смехотворной. Это понимаем не только мы, это понимают большинство наших жителей. Все уже привыкли к тому, что бóльшую часть проблем каждый житель может решить быстро и качественно в кабинете главы города, у которого телефон и ночью работает, либо на встрече со своим депутатом, либо в управляющей компании получает действенную помощь. Общеизвестно, что демократия – это местное самоуправление, и любая централизация в этом плане как раз означает конец демократии. Совет депутатов муниципального образования город Старая Купавна Московской области единогласно выразил мнение наших избирателей против объединения в округ. И мы абсолютно уверены в том, что большинство жителей Старой Купавны считает так же». Такое выступление было встречено бурными аплодисментами.
А вот, как выступил депутат из посёлка Обухово:
«Я не коснусь тех успехов, которых достигли поселения при наличии собственного бюджета, я коснусь правовой стороны подмены муниципального района городским округом. Основными правовыми инструментами в области развития местного самоуправления является конституция Российской Федерации и указ президента, о котором все забыли, от 15.10.1999 № 13-70 Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. В указе отмечен ряд проблем развития местного самоуправления, из них выделю одну, которая нас больше всего волнует: отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти федерального субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так летом 2001 года указом президента России была образована комиссия при президенте России по решению этой проблемы правового разграничения полномочий. Проработав большой объем российского законодательства комиссия через полгода вышла на проблему дееспособности местного самоуправления как ключевую в решении вопроса повышения эффективности публичной власти в стране. Существующая система местного самоуправления в качестве районов была признана недееспособной. Было отмечено, что решение вопросов местного значения будет совершаться в интересах населения только в том случае, когда само население будет активно влиять на местную власть. Результат деятельности комиссии – принятие в октябре 2003 года в новой редакции федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, который обязал субъектов Российской Федерации создать до 1 марта 2005 года муниципальное образование статусов городского и сельского поселения, городского округа, муниципального района. То есть в плане двухуровневой структуры местного самоуправления «поселение – муниципальный район» в настоящее время, как отмечено в докладах от поселений, подтвердило свою дееспособность в решении вопросов местного значения в интересах поселения и является той самой близкой к людям властью, до которой любой гражданин может дотянуться рукой. Сейчас в органах государственной власти в Московской области допущен обратный процесс. Это процесс подмены муниципальных районов городскими округами, названный госчиновниками реформой местного самоуправления. Итог такого деяния – удаление местной власти от населения и отстранение населения от решения вопросов местного значения. Чтобы придать этому противоправному процессу, не отвечающему нормам конституции и основным положениям государственной политики в области развития местного самоуправления, законный облик, государственный чиновник, злоупотребляя служебным положением, вынуждает советы депутатов поселений принимать решение о самоликвидации для объединения в городской округ. Затем в Московской областной Думе принимается закон с кощунствующим названием – Об организации местного самоуправления на территории муниципального района. Правовые нормы принятия этого закона в самом законе не прописывают, и о дальнейшем существовании муниципального образования муниципальный район – ни слова. А ликвидируют муниципальное образование, муниципальный район через законодательство об административно-территориальном устройстве, без сноски на 131-й, так как закон о местном самоуправлении этого не допускает. Но поскольку муниципальный район имеет статус муниципального образования, то порядок его ликвидации должен быть по 131-му ФЗ, а такой порядок законом исключается. Ликвидация муниципального образования муниципальный район через внесение изменений в административно-территориальное устройство исключается частью 3 статьи 5 131-го закона, которая устанавливает особый статус 131-го закона в области местного самоуправления, исключает использование правовых норм других федеральных законов, которые противоречат 131-му. Поэтому упразднение муниципального образования муниципальный район через закон об административно-территориальном устройстве является противоправным. Всё происходящее с муниципальным устройством осуществляется с попустительством со стороны надзорных органов. Скажу еще о двух противоправных действиях органов власти Московской области, которые до сих пор не опротестованы контрольно-надзорными органами. Первое, принятие областного закона о распределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области, в котором черным по белому написано, что данный закон осуществляет распределение полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области. Это нарушает конституционную самостоятельность муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Далее, этим законом передаются исполнительной государственной власти вопросы местного значения поселения, установленные статьей 14, 131 ФЗ, такие как утверждение генеральных планов поселений, правила землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, благоустройство территории и другие. А согласно части 1 статьи 18, 131 ФЗ, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон. Второе, лоббирование государственными чиновниками осуществления сбора коммунальных услуг через единую коммерческую структуру Московской области ЕИРЦ, которая является частной компанией, нарушается антимонопольное законодательство через злоупотребление служебным положением, которое по закону о противодействии коррупции является одним из основных коррупционных деяний. В заключение скажу, чтобы наши поселения не утонули в море правового и структурного беспредела, чтобы защитить свои конституционные права на местное самоуправление, нам надо объединяться (ред. против превращения Ногинского района в городской округ)».
Там же на совещании были озвучены некоторые цифры. «Итак, площадь Ногинского района составляет 895 квадратных километров – при этом 24 страны в мире имеют меньшие размеры. Если мы замерим расстояние от крайних точек, то увидим, что от одной точки до другой 50 километров, и с запада на восток 30 километров. Вы представляете, какое это огромное расстояние – 50 километров, если житель одного поселения поедет в другое поселение. И сколько же ему надо времени, чтобы получить какую-то бумажку? Получается, что при создании округов, которое нам сейчас предлагают, власть не ближе к поселению идёт, а наоборот отдаляется, и это опять вразрез с мнением президента. Численность населения Ногинского района 211 тысяч человек. На планете есть 52 страны с меньшим количеством жителей – и это страны, где есть области управления. А у нас сейчас хотят чётко передать власть одному главе района, который будет назначаемым, то есть жителям нельзя будет ни в отставку убрать, ни отозвать, ничего, и будет Совет депутатов, сформированный из глав поселений. То есть мнение народа, избирателей не будет услышано. Для сравнения, государство Мальта по своему размеру в три раза меньше Ногинского района, при этом у Мальты 68 местных советов, муниципалитетов – а у нас только 10 в Ногинском районе. И именно эти 68 местных советов являются основной формой управления на Мальте. Чем мы хуже Мальты? (смех, аплодисменты) Хочу добавить, что район должен делать свою работу, муниципалитеты должны делать свою работу. Мне бы очень не хотелось об этом упоминать, но Ногинский район Московской области за последний год, как только началась эта перестановка, передача полномочий туда-сюда, непонятно куда, чтобы передали в район, который якобы лучше нас должен работать и выполнять всё, но мы сразу с 21 места скатились на 51 место в рейтинге губернатора, который проводит эту реформу. Районная власть на сегодняшний день реально не справится со взятыми на себя полномочиями, которые у нас они попросили забрать. Так есть ли смысл в упразднении нашей власти на местах? Куда будут обращаться наши жители, когда поднимается об этом вопрос? Поэтому я категорически против создания городского округа, – сказала депутат Ногинска Светлана Жилина, – и считаю, что власть должна быть ближе к народу».
На нашей Богородской земле уже создан прецедент. Всего несколько месяцев назад депутаты сельского поселения Степановское Ногинского района приняли решение об упразднении своего поселения и присоединение своей территории к городу Электросталь. Депутаты Ногинского района и города Электросталь их поддержали. Казалось бы удивительно то, что глава сельского поселения Степановское Александр Плюхин, не стал накладывать своё «вето», которое могло заблокировать это решение. Также скорее всего поступят и другие депутаты и главы поселений Ногинского района – по сути, сами себя лишат полномочий, иначе объединить поселения в городской округ не получится.
А в чём собственно заключается Обуховский парадокс? А в том, что 10 сентября 2017 года там выбирают главу поселения, и вероятнее всего кандидат-единорос нынешний глава Николай Сущенко, если переизберётся, через несколько месяцев сможет подписать такой же документ о фактическом упразднении своего поселения и своей досрочной отставке. Вот такая экономия народных средств: сначала проведём выборы, а потом самораспустимся и пойдём по домам «с чистой совестью».
Антон Ильченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *