Печальная весть о том, что ветеран Великой Отечественной войны, Почётный гражданин Старой Купавны Николай Тимофеевич Русанов покинул этот мир, пришла 9 Мая, когда вся страна отмечала 75-летний юбилей Великой Победы. Ещё утром фронтовик принимал поздравления от руководителей округа, коллег по профессии. Ветеран стал свидетелем празднования юбилея дня Великой Победы, но встретить ещё один, уже сто второй день рождения, ему не пришлось…

9 Мая отсчитывал метроном Минуту Молчания уже после того, как присоединилась душа солдатская к Бессмертному полку. И заплакало дождём майское небо, а всем, кто знал, любил и уважал ветерана, стало больно. Утрата – больнее не бывает.

Биографическая справка

Уроженец села Подлески, Белгородской области. Родился в 1918 году. До призыва в армию работал наборщиком в типографии газеты «Сосковский колхозник». Призван 23 сентября 1939 года, направлен проходить службу на Дальнем Востоке. Участвовал в боевых действиях в составе Калининского, Волховского, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, а также в составе Забайкальского фронта. Дважды ранен. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными наградами, а также медалью «Ветеран труда». Избирался депутатом поселкового Совета.

 

О себе Русанов рассказывал просто и неспешно: «Готовлю я сам и то, что мне хочется. Очень люблю щи готовить, но кроме этого делаю салаты разные, второе. Стараюсь гулять». Эка невидаль – сам готовит и гуляет! Но вот какая штука: 20 июня 2018 года Николай Тимофеевич Русанов, Почётный гражданин Старой Купавны, участник Великой Отечественной войны встретил сотый (только вдумайтесь!!!) день рождения. Ещё несколько лет назад лёгкий и подвижный Николай Тимофеевич постоянно ездил в сад. Росли у него на участке помидоры и огурцами и прочая огородная растительность. «Я очень люблю землю, – подытоживает  Николай Тимофеевич. – Когда работаешь на земле, она как будто освобождает тебя от всего суетного, ненужного».

В 1939 году было у Русановых в дому семеро сыновей, а Николай – младший. Говорят, даже песня есть такая, будто про Русановых написанная, – «Было у маменьки семеро сынков». Родители назвали мальчика Терентием, но как-то так само по жизни получилось, что все называли его Николаем. Так бывает.

И выпало пареньку из деревни Подлески, что на Белгородчине, служить на Дальнем Востоке.  Солдат из Русанова вышел справный, старательный: за два с половиной года службы получил от командования восемнадцать благодарностей. Отцы-командиры заприметили исполнительного паренька и направили в военно-фельдшерскую школу, что в Харькове. В июне 1941 года Николай Русанов отметил двадцать третий день рождения…

…Паровоз протяжно и басовито прокричал, и Николай выглянул в окно.  Вот и показался перрон, на котором царила какая-то странная суета. Выйти, что ли ноги промять?  Николай одёрнул гимнастёрку, поправил ремень и направился к выходу из вагона.

Проводница крикнула вглубь вагона: «Граждане, Тула! Выходим, кто приехал!»  и, захватив свёрнутые флажки, отправилась в тамбур. У входа в вагон мгновенно образовалась бурлящая толпа. Народ с узлами и чемоданами напирал на проводницу. Держа над головой какие-то бумаги, к входу протискивался милиционер, похоже, сержант.

Николай сказал как бы про себя, что, мол, за суета такая, все сесть успеют. Какая-то средних лет женщина с узлом, глядя на Николая, горестно выдохнула: «Дак война же, не слыхал, чё ли?»

Что делать, возвращаться в часть? Это же две недели пройдёт, пока на Дальний Восток вернёшься… Почему-то Николаю вспомнилось, как после окончания ФЗУ он работал в типографии наборщиком. Как легко научится читать «зеркалку» и выбраковывать свинцовые пластины со строками. Иногда писал заметки в местную газету о том, как их посылали в колхоз то сено косить, то картошку убирать. Труд этот был сельскому пареньку привычный. Когда поезд пошёл по Белгородчине, вспомнилась родная деревня Подлески, начальная школа…

В училище Николая приняли хорошо, серьёзный, видать, парень, уже кандидат в члены партии, вот и экзамены сдал, как надо. После окончания курса учёбы военфельдшер Николай Русанов получил назначение в Штаб гвардейских миномётных частей, который располагался в Москве.

Куда только ни бросала парня военная судьба! Калининский, а потом и Волховский фронт. А после был ещё и фронт Ленинградский, где пришлось участвовать в прорыве блокады. Бои там шли страшнейшие. Бывало, огонь такой, что до госпиталя добраться невозможно. И приходилось старшему военфельдшеру лечить ранения и болезни без отрыва, так сказать, от передовой.  На попечении Русанова состояло 200 солдат и офицеров. Николай Тимофеевич с гордостью подчёркивает, что в боях их часть практически не понесла потерь.

В январе 1944-го блокада была снята, и после этого освобождали Ригу и Тарту. Воинскую часть военфельдшера Русанова направили на переформирование в  Ногинский район Подмосковья.  Здесь нашёл молодой фронтовик свою суженую и заодно узнал, что путь его теперь лежит на Дальний Восток громить японских милитаристов.

По сравнению с боевыми действиями на европейском театре период войны с Японией кажется краткосрочным и относительно лёгким. Однако Европа была вся испещрена сетями дорог, а в Монголии или Китае существовали только направления. Следовательно, воевать там было несладко.

Война для Николая Русанова завершилась в Порт – Артуре. В 1946 году он получил долгожданный отпуск, и парень полетел в подмосковные края к невесте. Поженились. Молодые только собрались ехать на Дальний Восток, как пришло письмо с извещением о демобилизации.

Настала мирная жизнь, и надо было к этой жизни привыкать. Русанов сменил военную форму на гражданский костюм и отправился в ставшую родной Старую Купавну.  Хотя, если предположить, что медицинский халат – тоже почти военная форма, то для молодого офицера просто сменилась войсковая часть. Воевать пришлось за здоровье земляков и чистоту в посёлке. Однако о войне Русанов без волнения не мог слышать до последнего. «У меня просто мороз по коже идёт, когда наступает 22 июня», – говорил ветеран.

Молодого медицинского работника пригласили на работу в Ногинскую санэпидстанцию в 1950 году, и более полувека Николай Тимофеевич трудился в составе этой службы на Купавинском участке. Русанов стал грозой нерях, а его визиты в детские сады или учреждения торговли обрастали легендами. Руководство поддерживало инициативы санитарного врача. Постепенно во дворах многоэтажных домов становилось чисто, разбивали клумбы, устанавливались скамейки. В посёлке просто-напросто не стало помоек и, заметьте, никаких! На наш вопрос, что же сделать надо для того, чтобы наши жители перестали мусорить, где попало, Русанов отвечал лаконично: «Управдомы должны работать или старшие по дому. С людьми надо работать».

Различных наград, Благодарностей и Почётных грамот у Николая Тимофеевича просто немерено. Только медалей свыше двух десятков, но о наградах Русанов говорить не любил: просто работал по совести.

На вопрос, в чём секрет его долголетия,  Русанов улыбался и отвечал просто: «Работать надо, вот и всё!» И, запрокидывая голову с серебристой шевелюрой, Николай Тимофеевич заразительно смеялся: «Для меня в работе не было сложностей. Я делал то, что хорошо знал, и то, что нужно было делать». Всю свою долгую жизнь Николай Тимофеевич ни секунды не сидел без дела. В доме санитарного врача буйствуют цветы, и царствует над ними гигантский антуриум с ярко-алыми ложечками цветков.

И ещё. Николай Тимофеевич РУСАНОВ – страстный болельщик футбола. Любимый клуб – ЦСКА. Русанов внимательно следил за ходом матчей Московского мундиале. Тогда  сборная команда России доставила болельщикам радость своей игрой. Победы на чемпионате мира как раз подоспели к столетнему юбилею Николая Тимофеевича Русанова и очень порадовали ветерана. Коллеги часто навещали доктора Русанова, и когда в чашки уже разлит ароматный чай, Николай Тимофеевич брал в руки мандолину…

В последнее время так работать, как раньше, уже не позволили годы, всё-таки сто второй год пошёл. Но в святой День Победы 9 мая и в день начала войны 22 июня Николай Тимофеевич Русанов, несмотря возраст, всегда приходил с цветами в сквер Боевой славы поклониться тем, кто так и не смог состариться…

Сейчас во время самоизоляции, когда ветерану звонили волонтёры и спрашивали, не нужно ли чего, ветеран отвечал: «Мне нужны здоровье и жизнь нужна…»

Говорят, пока мы помним человека, – он жив и он с нами. Купавинцы надолго запомнят фронтовика, принципиального и честного доктора Николая Тимофеевича Русанова.

 

Администрация Территориального управления «Старая Купавна» Богородского городского округа, городской совет ветеранов, общественность города, работники здравоохранения округа и Старой Купавны, друзья и соседи выражают искренние соболезнования родным и близким солдата Победы Русанова Николая Тимофеевича.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *