Четырнадцатый Патриарх Русской Православной Церкви Пимен родился в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых 10 (23) июля 1910 г. Место его рождения точно указано в студенческом билете, выданном в 1940 г. и заверенном его подписью: село Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого (в билете – Малоярославского) уезда, Калужской губернии – это родина его отца, механика Богородско-Глуховской мануфактуры М.К. Извекова. Однако в официальном послужном списке будущего Патриарха, сохранившемся в архиве Московской Патриархии, местом рождения Патриарха Пимена значится город Богородск (ныне Ногинск), отсюда эти сведения перекочевали во все официальные биографии Патриарха.

ДЕТСТВО

Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых – Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умерли во младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу.

Вскоре мальчика крестили в Троицкой церкви с. Глухова Богородского уезда с именем в честь преподобного Сергия Радонежского. Таинство крещения совершили отец Димитрий Протасов и псаломщик Сергий Флеров.

Серёжа Извеков (слева) с матерью Пелагеей Афанасьевной и племянником Юрой Казанским.

1917-1918 гг.

В те времена семья Извековых проживала в доме для служащих, располагавшемся недалеко от деревянной церкви, построенной по проекту знаменитого архитектора и предпринимателя Адольфа Кнабе. В 1912 г. прослуживший 20 лет в Троицкой церкви отец Димитрий из-за трений в отношениях с Морозовым был выведен за штат, неизлечимо заболел и вскорости умер. Скончавшийся в возрасте 49 лет Дмитрий Михайлович Протасов похоронен на кладбище в Глухове вблизи часовни. Здесь же обрели упокоение близкие родственники Патриарха Пимена: сестра Мария Михайловна Казанская, брат Владимир Михайлович Извеков, племянница Зоя Валентиновна Крылова. Родители Патриарха похоронены у Тихвинской церкви.

Настоятелем Троицкой церкви в Глухове стал отец Симеон (выпускник Московской духовной семинарии Симеон Иоаннович Соколов), а вторым священником – отец Александр Смирнов. Но противостояние продолжалось, и отец Симеон всё же был переведён из глуховского Троицкого храма в богородский Тихвинский, где стал настоятелем.

Троицкая церковь оказала очень большое влияние на духовное формирование Сергея Извекова. Каждый из трёх священнослужителей – отец Димитрий, отец Симеон и отец Александр – по-своему посеяли доброе зерно в душу младенца Сергея. Пройдут годы, и Патриарх Пимен с теплотой будет вспоминать «нежно-прекрасное Глухово и резной храм».

Мальчик рос творчески одарённым, музыкальным, у него рано проявился интерес к изобразительному искусству и поэзии. Уже в ранней юности он писал стихи. Очень рано овладев при помощи опытных наставников секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе).

В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников оканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чём в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство.

Сергей Извеков 4 мая 1925 г

 

НАЧАЛО ТРУДНОГО ПУТИ

Юноша переехал в Москву и в декабре 1925 г. в Сретенской обители принял иноческий постриг с именем Платон. Инок Платон был регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях, в 1926 г. руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, возле Центрального почтамта, а затем в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке. Был регентом правого хора храма свт. Пимена в Новых Воротниках (в Сущёве), где прослужил до 1932 г.

В 1927 г. в Параклитовой пустыни Свято-Троицкой Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в мантию с наречением имени Пимен – в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. В иеродиакона он был рукоположен в 1930 г., накануне своего двадцатилетия, в Богоявленском соборе в Дорогомилове. Не имея возможности получить систематическое богословское образование, монах Пимен перед рукоположением сдал экзамены за курс семинарии и в 1931 г. в том же Богоявленском соборе был рукоположен во иеромонаха.

В апреле 1932 г. иеромонаха Пимена в первый раз арестовали. Он подпал под массовые аресты священнослужителей, проводившиеся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. По делу «церковно-монархической организации» проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в «разговорах о восстановлении монархии», ведении «антисоветской агитации», совершении треб на дому. Девятнадцать человек, проходивших по делу, были освобождены, в том числе в мае 1932 г. – иеромонах Пимен.

В октябре 1932 г. Сергея Извекова призвали в ряды Красной Армии и направили в 55-й отдельный конный транспорт в городе Лепеле Витебской области Белоруссии, где он прослужил до декабря 1934 г. За время службы в армии он получил образование фельдшера и ветеринара, которое так пригодилось ему впоследствии, позволив выжить во время лагерных испытаний и в годы войны.

В конце 1934 г. молодой иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове. В эти годы иеромонах Пимен сдружился с художником Павлом Кориным, запечатлевшим его на своей картине «Русь уходящая».

 

РЕПРЕССИИ

В начале 1937 г., когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва – Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь в Московской области. Пригодилась полученная в армии специальность ветеринара: он следил за состоянием работавших на строительстве многочисленных лошадей. В январе 1938 г. Дмитровский лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован, и 55 тысяч из 177 тысяч заключённых освободили «за ударный труд». Непосредственно на строительстве канала о. Пимен не работал, к тому же в лагере получил статью, поэтому освобождению он не подлежал. Часть заключённых, в том числе и о. Пимена, выслали в Узбекистан.

На февраль 1939 г. он – санитарный инспектор в Андижане, в начале августа назначается здесь заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области.

Летом 1940 г. о. Пимен поступил на факультет русского языка и литературы Андижанского вечернего педагогического института и с осени стал преподавателем и завучем в андижанской школе № 1. После успешной сдачи экзаменов за первый курс института С.М. Извеков летом 1941 г. уходит в законный летний отпуск, но отдохнуть не пришлось…

 

ВОЙНА

Десятого августа 1941 г. он был призван на военную службу в ряды Красной Армии. Несколько месяцев обучения во Фрунзенском пехотном училище закончились в начале 1942 г. присвоением звания младшего комвзвода. Новобранца Извекова направили в Полевое управление Северной группы Закавказского фронта, откуда через некоторое время он вернулся в распоряжение Военного совета Среднеазиатского военного округа. В январе 1942 г. его назначают командиром пулемётного взвода, входящего в   462-ю стрелковую дивизию, однако на фронт, как большинство младших офицеров, учившихся с ним, не отправляют. Сказались образование, полученное в институте, и работа учителем: грамотные штабные работники армии тоже были нужны. В марте 1942 г. Извеков был назначен помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего.

Двадцать девятого июля 1942 г. С.М. Извеков был контужен. После нескольких месяцев лечения в военном госпитале его назначили заместителем командира роты 702-го стрелкового полка, находившегося в резерве. В феврале 1943 г. полк в составе 213-й стрелковой дивизии отбыл на фронт. Началась Харьковская оборонительная операция. Войска Воронежского фронта оказывали упорное сопротивление противнику, стремительно рвавшемуся к БелгородуИм противостояли элитные части СС, входившие в группу армий «Юг», под командованием фельдмаршала Манштейна. Для усиления Воронежского фронта Ставка начала выдвигать стратегические резервы. Тринадцатого марта 1943 г. полк старшего лейтенанта Извекова выгрузился на станции Валуйки и вошёл в состав 7-й гвардейской армии25 марта наступление врага было остановлено. В кровопролитных сражениях марта-апреля 1943 г. под Белгородом и Харьковом участвовал заместитель командира 6-й роты по строевой части С.М. Извеков. Шестнадцатого апреля 1943 г. он вновь был контужен. Авиабомба взорвалась рядом с местом, где укрывалась его рота. «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой», – рассказывал потом Святейший Патриарх Пимен, когда боли в спине давали о себе знать.

 

БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Накануне Курской битвы старший лейтенант Извеков – адъютант командира 213-й стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии генерал-майора Ф.И. ШевченкоВ ходе оборонительного этапа Курской битвы Воронежский фронт испытал наисильнейший удар врага. Немцы выставили отборные войска и наиболее опытных генералов. Седьмая гвардейская армия находилась на переднем крае фронта за Белгородом. Третьего августа войска Воронежского фронта перешли в наступление, 23-го был взят Харьков. Войска 7-й армии вышли к городу Мерефа, недалеко от Харькова, где немцы создали мощный оборонительный рубеж. Нужно было под вражеским обстрелом, в том числе с воздуха, переправиться через реку Уду, приток Северного Донца.

В полковой газете «За победу» 26 августа в передовице писалось:

«Противник, укрепившись на заранее подготовленных рубежах, сильным огнём пытается сдержать наше наступление. Несмотря на яростное сопротивление врага, бойцы переправились на западный берег реки и закрепились там. Идёт ожесточённая борьба за населённый пункт. Немцы предприняли сильную контратаку. Наши воины отбили её».

Двадцать восьмого августа 1943 г. операция была закончена. Но среди выживших старшего лейтенанта Извекова не нашли. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «Старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефский район Харьковской области».

Однако он был жив, хотя командование не знало об этом. Санитары, подбирая убитых бойцов, нашли адъютанта Извекова под грудой кирпичей разрушенного дома. Контузия была тяжёлая, и из полевой санчасти его отправили в московский госпиталь, находившийся в Чернышевских казармах. После лечения иеромонах Пимен проживал в деревянном двухэтажном домике в одном из переулков около Сущёвского вала, у двух монахинь. Согласно послужному списку, С.М. Извеков после лечения в госпитале был комиссован из армии.

 

ПРИГОВОР

В ноябре 1944 г. милиция задержала его в Москве за нарушение паспортного режима, так как у него не было нужных документов. Отцу Пимену предъявили обвинение в том, что он «скрывался от ответственности подвидом служителя религиозного культа». В январе 1945 г. военный трибунал Мосгарнизона вынес приговор: «не усматривая необходимости применения ВМН… Извекова Сергея Михайловича по совокупности совершённых им преступлений на основании ст.193-7 п. “д” УК РСФСР лишить свободы в ИТЛ сроком на десять (10) лет без поражения в правах и без конфискации имущества за отсутствием такового у осуждённого, лишив его в/звания “ст. лейтенант”».

Иеромонах Пимен был доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг) 4 марта 1945 г. Условия здесь были гораздо более жёсткими, чем в Дмитлаге, где о. Пимен отбывал наказание в 1930-е гг. Холод, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключённых. В лагере о. Пимен работал санинструктором.

 

АМНИСТИЯ

Восемнадцатого сентября 1945 г. на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г. иеромонах Пимен был освобождён по амнистии для участников войны. Если бы не освобождение, то можно с уверенностью говорить, что о. Пимен умер бы в лагере. Он испытывал сильнейшие боли в позвоночнике, отсутствие медицинской помощи определило невозможность установления диагноза. По возвращении в Москву обследование показало: у него туберкулёз позвоночника. До февраля 1946 г. он находился на лечении в Московском областном туберкулёзном институте, после чего был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме. Во второй половине 1946 г. он уехал в Одессу, где продолжал своё служение. Здесь его возвели в сан игумена и перевели в Ростовскую епархию.

Указом Святейшего Патриарха Алексия в конце 1949 г. о Пимен был назначен наместником Псково-Печерского монастыря и в 1950 г. возведён в сан архимандрита. В январе 1954 г. архимандрит Пимен становится наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в ноябре 1957 г. – епископом Балтским, викарием Одесской епархии.

 

ПАТРИАРХ

Восемнадцатого апреля 1970 г., после кончины Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. Второго июня 1970 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал его Патриархом Московским и всея Руси.

После многолетних плодотворных трудов на поприще предстоятеля РПЦ 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен после тяжёлой болезни на 80-м году закончил свой жизненный путь в Москве.

В 2010 г. в Ногинске был открыт памятник Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. Величественная фигура Пимена отлита из бронзы по проекту талантливого ногинского скульптора Иннокентия Валерьевича Комочкина. Улица 9 Января переименована в Патриаршую.

 

Евгения КУДРЯВЦЕВА

 

Ссылка на источник: www.innoginsk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *