Дмитрий Алексеевич Богоявленский родился 21 сентября 1868 года в селе Щапово Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника отца Алексея Богоявленского и его жены Веры Андреевны. О происхождении фамилии Богоявленских в семье жила легенда, в которой рассказывалось, что один из предков Дмитрия Алексеевича по фамилии Орлов был священником в селе Ликино Бронницкого уезда. Однажды в его церковь приехал Епархиальный архиерей, которому очень понравились литургия, проведённая священником, его скромность и приём, оказанный гостю. В благодарность за это архиерей подал ходатайство об изменении фамилии священника. Так Орловы стали Богоявленскими.

С детских лет Дмитрия готовили к духовном поприщу. После окончания сельской церковно-приходской школы он четыре года учился в Донском духовном училище (при Донском монастыре в Москве), затем шесть лет занимался в Московской духовной семинарии. В те годы семинаристы изучали все современные науки: греческий и латинский языки, древнееврейский язык, по выбору изучали французский или немецкий. Надо было научить молодых людей переводу текстов и владению разговорной речью. Радость окончания духовной семинарии омрачилась семейным несчастьем: от тяжёлой болезни умер отец Алексей. Вдову Веру Андреевну, по её просьбе в Московскую духовную консисторию, направили в должность просфорницы (просфирни) в Купавинскую Троицкую церковь, куда она приехала в 1892 году вместе с сыном Дмитрием и поселилась в церковной сторожке.
В то время в Купавинском храме священником был Дмитрий Андреевич Крылов – человек преклонного возраста, со слабым здоровьем. Отец Дмитрий жил в собственном доме рядом с церковью (сейчас это дом № 41 по улице Большая Московская) со своей женой Анной и дочерью Лизой, окончившей Московское Филаретовское училище, готовившее учителей сельских школ. Неудивительно, что молодые люди быстро познакомились и полюбили друг друга. 26 октября 1892 года состоялось торжественное бракосочетание. Дмитрий Богоявленский «вошёл в дом» своей жены.
Старый священник получил отставку и ушёл на пенсию. Настоятелем храма назначили Дмитрия Богоявленского. Но не сразу он стал священником, пришлось пройти должностную иерархию: стихарь, псаломщик, дьякон и священник. Рукоположение в священники состоялось в Михайлов день, 8 ноября 1892 года, и отец Дмитрий начал свой нелёгкий труд.
Заслужить уважение у прихожан и жителей Купавны помогли образование, природные качества молодого священника. У него был голос тенора, хороший слух. Часто проявлял инициативу в ведении церковного хозяйства. Так, по предложению отца Дмитрия перестроили старое деревянное здание богадельни (ныне воскресная школа при Троицком храме) и приспособили его для проживания 20 человек, оборудовали столовую и кухню, комнату заведующей пансионатом. Отец Дмитрий стал инициатором реконструкции храма в 1903-1904 годах. По согласованию с жителями Купавны изменили внешний и внутренний вид храма. До реконструкции были два этажа с четырьмя приделами (три внизу, один наверху). После реконструкции второй этаж стал иметь три придела. Была сооружена пятиглавая крыша.
Кроме специальных рабочих в реконструкции принимали участие и жители Купавны. Внутреннюю роспись проводила бригада художников под руководством В. Медведева. Входившие в неё художники были учениками А. Иванова – автора всемирно известной картины «Явление Христа народу», копию которой они и создали в Купавинском храме.
Труд отца Дмитрия отмечался церковными наградами: камилавкой (головной убор), наперстным крестом, званиями протоиерея и «митрофорный протоиерей», редким правом и обязанностью ношения митры (шапка, инкрустированная драгоценностями – камнями и эмалированными в золочёной оправе образами святых).
В своей большой семье (девять детей) он пользовался непререкаемым авторитетом. Никогда никого не наказывал, но его слушались, его слово было законом. Пятеро старших детей получили среднее образование, младшие стали рабочими. В семье царила атмосфера доброжелательности. Кроме праздников, ежегодно отмечались семейные торжества. Несмотря на болезнь позвоночника (носил гипсовый корсет), отец Дмитрий занимался возделыванием сада и огорода, очень любил столярничать. У него была небольшая мастерская с верстаком, выполненным им самим, и набором необходимых инструментов. Он мастерил табуретки, столы, шкафчики и полочки.
После революции Дмитрий Богоявленский оказался на положении крестьянина: имел наделы земли, лошадь, корову, осваивал целину, сам сеял рожь, овёс, просо, гречиху. В делах по хозяйству помогали дети. Наёмных рабочих, кроме няни, не использовали. Большая часть дохода уходила на плату за обучение детей, которые росли в атмосфере разумных потребностей.
В 20-е годы отца Дмитрия отнесли к категории «лишенцев». Он имел ограничения в правах, не получал карточки на продукты. Несколько раз вызывался соответствующими органами на проверку в Москву и Богородск, бывал на Лубянке, в Бутырской и Богородской тюрьмах. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности, но так как это не подтверждалось активными действиями, сочли «пассивным контриком», и преследование на некоторое время прекратилось.
В период коллективизации началась кампания по ликвидации кулачества. Священника Богоявленского причислили к кулакам и наложили огромную контрибуцию (15 тыс. рублей), в уплату которой пошли почти вся ценная мебель, оклады икон, семейные реликвии и деньги. Наложенная в 1933 году контрибуция была отменена по суду, но дом перешёл в ведение поселкового совета и был заселён учителями. Дмитрий Алексеевич с женой оказались без жилья, и церковное начальство разрешило им жить в маленькой комнатке церковной сторожки. Оказавшись без собственности, без хозяйства и столярной мастерской, Дмитрий Алексеевич очень тяжело переживал вынужденное безделье. Но и это был ещё не конец испытаниям. Приближался страшный 1937 год.
Ещё до 1937 года арестовали сына Павла, который находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. 26 октября 1937 года был арестован и затем осуждён на 15 лет сын Лев. 12 ноября арестовали сына Михаила. Затем пришла очередь отца Дмитрия. Многие годы о его судьбе знали мало. Было известно, что он осуждён без права переписки. Разные слухи ходили в Купавне об отце Дмитрии. Одни говорили, что он находится в Якутии и дал обет прийти домой пешком после отбытия срока. Другие сообщали, что отец Дмитрий работает на заводе в Щёлкове. Если учесть, что Дмитрию Алексеевичу шёл уже 70-й год, что он имел заболевание позвоночника, то становилась ясной несостоятельность этих слухов.
Лев Дмитриевич, сын отца Дмитрия, пройдя через лагеря и ссылки, вернувшись домой, с упорством искал документы о судьбе отца. Свой поиск он начал с Ногинска. Затем был Мособлисполком и, наконец, КГБ, Лубянка. Неуверенной походкой прошёл он по вестибюлю и коридору Лубянки, нашёл нужного сотрудника, объяснил цель своего прихода. 27 октября 1990 года получил официальный документ из КГБ СССР (Управление по г. Москве и Московской обл. от 16.10.1990 г. № 6/Б -1835), в котором сообщалось, что «Богоявленский Дмитрий Алексеевич, 1868 г.р., уроженец с. Щапово Малиновского района Московской губернии, беспартийный, священник, проживавший в Купавне, 2-я Гражданская ул., д. № 6, был арестован 12 ноября 1937 г., необоснованно обвинён в проведении контрреволюционной деятельности и постановлением Тройки УНКВД СССР по М.О. приговорен к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 21 ноября 1937 г. в г. Москве. Данных о месте захоронения Д.А. Богоявленского в материалах дела не имеется. Постановлением Московского областного суда от 13 ноября 1959 г. постановление Тройки УНКВД по М.О. от 21 ноября 1937 г. в отношении Богоявленского отменено, дело прекращено и он реабилитирован… Приносим искреннее сочувствие в связи с неправомерными действиями в отношении Вашего отца, допущенными в период репрессий».
В тюрьме Таганки отца и сына судила одна Тройка. Лев Дмитриевич был осуждён шестью днями раньше отца. Из той роковой комнаты его направили в дверь направо, Дмитрия Алексеевича направили в дверь налево. Представляет интерес и совпадение двух дат в судьбе Дмитрия Алексеевича: 21 ноября 1892 года состоялось посвящение в священники, через 45 лет в этот же день его лишили жизни за то, что он был священником.

Людмила Матвеева
по воспоминаниям Льва Богоявленского,
газета «Волхонка» от 12.07.1994г.
(Из архива редакции газеты «Старая Купавна»)
#альтернативнаягазета#богородскийокруг#стараякупавна#будьвкурсе#ногинскийрайон#купавна#богородскоеблагочиние#электроугли#краеведение#ногинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *