В этом году Екатерине Иосифовне Сивковой исполнилось сто лет. Но для нее, человека старой закалки, кажется, это не срок. Она бойко ходит, занимается домашним хозяйством, а память цепко держит события давних времен. Екатерина Иосифовна была одной из тех, кто в октябре 1941 года отправился в эвакуацию вместе с заводом «АКРИХИН», чтобы в тиши тылового Ирбита в Свердловской области, продолжать обеспечивать воюющий народ жизненно важными лекарствами. Но и в тылу каждый день приходилось проявлять героизм.

Сегодня для нас честь рассказать историю Екатерины Иосифовны.

23 октября 1941 года. Хищные механизированные дивизии вермахта рвались к Москве. Удавка на шее столицы СССР стягивалась все уже и уже. Но защитники еще держались. А в городе тем временем полным ходом шла эвакуация – вместе с десятками горожан на восток уходили эшелоны с оборудованием и квалифицированными рабочими. Среди них было и предприятие «АКРИХИН».

– Помню, пришла тогда на работу, и всю смену вызвал начальник цеха. Говорит: «Завод эвакуируют. Надо ехать», – вспоминает Екатерина Иосифовна. – Я попала в первую партию – нас 60 человек вместе с частью станков отправили в Ирбит. Причем большинство из тех, кто ехал со мной, были конторскими сотрудниками, а рабочих – совсем ничего. В Ирбите все пришлось делать с нуля. Нам дали конюшню да кузницу и сказали: «Начинайте строить завод». Дело шло туго, людей не хватало. Лишь когда подоспела вторая партия людей и приехало дополнительное оборудование, стало попроще.

Правда, на превратности судьбы Екатерина Иосифовна никогда не жаловалась. Как сама говорит, жизнь всегда была непростой, поэтому научилась справляться с любыми трудностями.

Родом она и ее родственники с Украины. Они жили в Винницкой области в большом доме, который построил отец Иосиф Андреевич Осадчий, но пятерым детям всегда не хватало еды. А в 30-е годы в области начался голод. Питаться приходилось чем попало, а похлебка из крапивы была настоящим деликатесом. Тогда Иосиф Андреевич решил попытать счастья в Москве. Без копейки в кармане, без куска хлеба добрался до самой столицы, чтобы там найти для семьи лучшую жизнь.

– В Москву-то отец приехал, а куда идти? Украинец-оборванец он сначала устроился на завод, на конюшню. Ночевал там же вместе с лошадьми. Покормил их овсом, сам немного съел и спать, – рассказывает Екатерина Иосифовна. – Но вскоре подыскал хорошее местечко – охранником на «АКРИХИНе». Завод тогда считался военным, а папа был работяга, к тому же не пил и не курил. Его сразу взяли. Через какое-то время ему дали небольшую комнатку в общежитии, и он приехал за нами.

Сама Екатерина Иосифовна, сколько себя помнит, тоже всегда работала. Она еще ходила в школу, а родители уже отдали ее в пастухи. Как подросла, трудилась прислугой, а по приезду в Старую Купавну устроилась на завод к отцу. Сначала аппаратчиком, а затем мастером на производстве стрептоцида, необходимого для лечения ран.

Жизнь, кажется, наладилась, но уже в 40-м году Иосиф Андреевич умер. А спустя год в страну пришла война.

Все для фронта

В тот день Катя и ее сестра встали как обычно пораньше, чтобы засветло добраться на работу. Выглянули в окно – и ахнули. Светло будто днем. А это по небу шарили беспокойные лучи мощных прожекторов. Знакомые ребята из заводского общежития отмахнулись от женских страхов — это учебная тревога, но, когда девушки добрались до предприятия, узнали: началась война.

– Завод, естественно, продолжал работать, но до эвакуации мы еще должны были его оберегать, – вспоминает Екатерина Иосифовна. – Как только загудит воздушная тревога, нам дают ведро с водой, веник – и бегом на крышу. Стоим там, «танцуем». А днем немец летал низко-низко и нам кричал: «Вы ничего не ломайте, не сжигайте. Мы приедем – хорошо будете жить».

Когда Катя и другие работники завода переехали в Ирбит, стало спокойнее. До Свердловской области вражеским бомбам было не добраться, но и в этом глубоком тылу никто не расслаблялся. Ирбит тогда представлял собой большое село с маленькими купеческими домами. Приезжих заводчан, правда, расселили в наскоро построенные бараки, но ночевали там редко – все больше на сене в недостроенных заводских помещениях. Страна нуждалась в стрептоциде, поэтому заводчане стремились поскорее наладить производство. Наконец, в июне 1942 года конвейеры предприятия заработали, и заводчане встали к оборудованию. Фронт начал получать лекарства.

– Вообще завод могли достроить быстрее, ведь к нам хотели отправить третью партию коллег, – вспоминает Екатерина Иосифовна. – У меня в Москве оставался брат, как раз должен был приехать с этими ребятами. Но немцев уже начали отгонять от столицы, поэтому он так и уехал. А купавинскому заводу, кстати, повезло. Его ведь изначально хотели взорвать – он был весь обложен минами, но рабочие запротестовали, а потом уже началось контрнаступление, и надобность тем более отпала.

Пока врага гнали прочь от Москвы, Ирбит разрастался ударными темпами. Вслед за «АКРИХИНом» сюда перевезли еще несколько производств, том числе стекольный и мотостроительный заводы. Крохотный Ирбит в считанные месяцы стал чрезвычайно важным для фронта, а его работники – одними из безусловных творцов Победы.

– Не поверите, но я даже не знаю, сколько тогда получала, – смеется Екатерина Иосифовна, – Не «не помню», именно «не знаю», потому что никогда не работала ради денег – просто ради работы. Сегодня стоишь тут, а завтра сказали: «Иди на тот участок», – и идешь. И все же жизнь, если подумать, сложилась очень интересно, хоть и довольно тяжело.

 

Этот День Победы

Конец войны Екатерина Иосифовна встретила так же, как и ее начало, словно и не было тяжелого труда на благо фронта, воя сирен и бессонных ночей. Просто встала, как обычно, засветло, чтобы поспеть на работу, и тут объявление: «Война закончилась!» Что тут началось! В бараке люди ревели, кто радовался, кто кричал от счастья. Тяжелая война осталась позади! Но в Москву Екатерина Иосифовна вместе с двумя сестрами и мамой решили не возвращаться. Все-таки тут уже успели обжиться, да и жалко оставлять завод, построенный своими руками. А в Москве что? Неизвестно. Так и остались.

Екатерина Иосифовна продолжала трудиться на ставшем уже родным предприятии. Вышла замуж, сама завела большую семью и, как признается, прожила замечательную жизнь.

Она до сих пор с теплотой вспоминает рабочие будни на «АКРИХИНе», рада и гордится тем, что компания продолжает свой путь. Екатерина Иосифовна – отличник здравоохранения, заслуженно отмечена множеством медалей и наград, среди которых самой ценной считает «За трудовую доблесть».

– Я сейчас живу одна, хоть мне и 100 лет. Вот дочка приходит, прибирается, продукты покупает, но все-же по мелочам я стараюсь все делать сама, – говорит Екатерина Иосифовна.

– Я с детства, мне лет пять, наверное, было, а я уже трудилась и работала. Думаю, в этом и секрет – надо двигаться.

Благодаря Екатерине Иосифовне у нас появилась возможность прикоснуться к великой истории и почтить ее память, 22 июля 2021 года ее не стало. Она была невероятной и сильной женщиной, посвятившей большую часть своей жизни на благо завода «АКРИХИН», человеком с добрейшей душой, и без любых сомнений, такой она и останется в сердцах и памяти многих людей.

#Ирбит #Свердловскаяобласть #СтараяКупавна
#Ногинскийрайон
#Краеведение
#Акрихин
#Богородскийокруг
#жзл
#жизньзамечательныхлюдей#будьвкурсе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *