Ох, и горды были князья Репнины! Ни перед кем шапки не ломали. Вели род свой от князей черниговских ещё с той поры, когда и Москвы-то не бывало. Одно слово – Рюриковичи!
Особо выделился из этого княжеского древа князь Михаил, отказавшийся участвовать в беспутных царских игрищах. За что и лишил его Иоанн Васильевич, по прозванию Грозный, головы.
Однако фортуна была к Репниным довольно благосклонна, когда на российском престоле воцарилась династия Романовых. И дело было не только в родовитости княжеской, а в умении справлять дела державные. В истории государства российского Борис Александрович Репнин, можно сказать, был правой рукой государя Алексея Михайловича, владел несколькими иностранными языками, обладал отличной библиотекой, что по тем временам стоило немало. Когда подросли сыновья, воспитывал их так, чтобы они могли исполнять государственную службу. Старший сын князя был женат на княжне Анне Пожарской, что в дальнейшем будет весьма существенным фактором по отношению к городу Старая Купавна.
Семейство Пожарских владело Купавной более 65 лет, однако по законам того времени вотчины могли наследоваться только по мужской линии. К сожалению, у Юрия Ивановича Пожарского, внука князя Димитрия Пожарского, наследники мужского пола отсутствовали, а вдове Юрия Ивановича можно было владеть вотчиной только пожизненно.
В конце XVII века, а именно в 1687 году, по указу обоих малолетних государей Ивана и Петра, село Купавна было отказано (изначально слово «отказать» в прошлые века в государевых грамотах имело смысл «подарить») сыну Бориса Александровича Репнина Ивану, ближнему боярину, крупному государственному деятелю допетровской эпохи.
В течение 58 лет Купавна принадлежала семейству князей Репниных, среди которых мы видим сына Ивана Репнина – Аникиту Ивановича, а также его внука Василия Аникитича. В те времена населённый пункт именовался «Село Демидово, Купавна тож».
Аникита Иванович, будучи сподвижником Петра Первого, дослужился до чина генерал – фельдмаршала, проявил героизм в Полтавской баталии. Однако были в его карьере не только взлёты, но и падения. Пётр, бывало, разжалует храбреца Репнина в солдаты, но потом возвращает его к высокому воинскому званию.
Начало нового века, восемнадцатого, известно тем, что Пётр Великий направлял боярских да дворянских детей за границу учиться военному, корабельному и прочим делам. Так репнинские недоросли Василий и Юрий Аникитичи отбыли в Европу. Через некоторое время их обученный грамоте лакей отписывал князю Аниките Ивановичу что, мол, не худо бы прислать деньжат, потому как «…не токмо вина, хлеба купить не на что… каптан единый на двоих остался…»
Когда Аникита Иванович покинул этот мир, а случилось это в 1726 году, Купавну унаследовал Василий Аникитич, который владел селом «Купавна, Демидово тож» вплоть до 1745 года – года продажи Купавны купцу первой гильдии Даниле Земскому.
В дальнейшем пути семейства Репниных и нашего поселения разошлись, однако Репнины оставили заметный след в российской культуре. Имя Аникиты Ивановича упоминал Пушкин в поэме «Полтава». Его внук Николай Васильевич, как и дед, также стал фельдмаршалом, вторым в роде Репниных.
Однако, как и князю Юрию Пожарскому, Николаю Васильевичу не суждено было стать отцом сыновей. В ожидании наследника он даже имя придумал для будущего сына – Александр, но родилась девочка, которую нарекли Александриной.
А вот у Александрины, которую Николай Репнин выдал за князя Григория Волконского, родился мальчик. И тогда убелённый сединами фельдмаршал обратился с прошением к Императору Александру I. Князь просил разрешения присоединить к фамилии Волконских фамилию Репниных, дабы не пресёкся род княжеский.
Мальчика, как и деда, назвали Николаем. Николай Репнин – Волконский проявил героизм в сражении под Аустерлицем. Когда он со знаменем шёл в атаку, французская пуля тяжело ранила кавалергарда. Наполеон во время объезда поля битвы увидел русского сражённого офицера со знаменем в руках и сказал приближённым, что для солдата нет более славной кончины. Но оказалось, что князь всего лишь тяжело ранен. И тогда Бонапарт распорядился князя вылечить и отправить императору Александру.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» описывал атаку 4-го эскадрона, руководимого Репниным – Волконским, а случай, произошедший с кавалергардом Николаем Репниным – Волконским также нашёл отражение в романе.
Репнины – не последняя княжеская фамилия, связанная с историей Старой Купавны. Непродолжительное время Купавна принадлежала и князю Григорию Александровичу Потёмкину – Таврическому, и просвещеннейшему вельможе Николаю Борисовичу Юсупову.
Людмила Михайлевская
(Из архива редакции газеты «Старая Купавна»)
#альтернативнаягазета #богородскийокруг #стараякупавна #ногинскийрайон #добродел #богородскийкрай #краеведениеногинск #стараякупавнаистория #будьвкурсе #историягорода