Большая Московская улица. Именно она дала жизнь нашему городу когда-то, став «исторической ареной», на которой происходило самое «вкусное».
Три первых столетия – до середины семнадцатого века – Купавна «Демидово тож» словно в дремоте пребывала. Ну, проезжали по ней торговые караваны. Проходили армии русских царей, скакал служивый люд. Разве что ссыльных пока не водили: Сибирь ещё не присоединили. Кто в Купавне только не останавливался испить родниковой водицы, а то и на постой. Наверное, всё Московское государство оставило свой след на древнем тракте Москва-Владимир.
Незаметно прошли столетия. Незаметно для нас – потомков. И болезненно для непосредственных участников – для наших предков.
Истории населённых пунктов не всегда берут начало с первого упоминания в летописях. Своё «лицо», свою непохожесть деревни обретают, когда становятся сёлами, то есть со строительства в них церквей. Исторический документ о Купавне: «В этой деревне была построена между 1642-1646 годами деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Похвалы Пресвятой Богородицы», отчего деревня и стала селом, которым владели после князя Дмитрия Михайловича Пожарского его дети стольники Пётр и Иван. А получил князь Дмитрий Пожарский Купавну в награду за освобождение Москвы от поляков.
Революционные события начала двадцатого века изменили Купавну не только внешне, – после Гражданской войны новая власть дала возможность частного жилищного строительства. Семьям выдавался лесорубочный билет на сорок брёвен и документ на заготовку леса и строительство дома. В начале двадцатых годов Большая Московская за счёт строительства новых домов стала удлиняться на восток.
Изменялась Купавна и в духовном смысле: с началом гонений на Церковь Крестные ходы подменили идеологическим суррогатом – митингами и демонстрациями, которые проходили в историческом «ядре» Купавны, на площади между Троицким храмом и фабричной конторой.
«Майские» и «октябрьские» демонстрации проходили мимо трибун, приветствуя «первых» людей из числа властей и лучших в своих профессиях. И местоположение трибун на протяжении двадцатого века постепенно смещалось с запада на восток вдоль Большой Московской. Возводили трибуну у здания гастронома, которым стал первый этаж нашей церкви после закрытия её в 1937 году, частичной разборки и слома колокольни в сороковые годы. С конца пятидесятых трибуну сооружали на углу Большой Московской, куда вливалась бывшая улица Мельничная, ныне Октябрьская. В восьмидесятые трибуна стала устанавливаться перед новым Дворцом культуры. В «нулевые» «отцы города» и ветераны приветствовали горожан в День Победы со ступенек Дворца культуры или непосредственно в Сквере боевой славы. Последние годы население нашего разросшегося города уже могло поместиться исключительно на огромном поле стадиона «Акрихин».
В этой географической цепочке упущено одно звено. В самом начале двадцатых годов двадцатого столетия местом общего митинга и непосредственного обращения власти к населению было крыльцо дома №77 по Большой Московской улице. В тот момент там размещался сельисполком.
Этот дом был построен в начале века за счёт государства – казны, и размещалась в нём казённая винная лавка – «казёнка», монопольно торговавшая от казны водкой. Водка тогда называлась «казённое вино» и стоила бутылка 0,7 литра 43 копейки. В жилой части дома была квартира «казёнщика» – продавца. Просуществовала «казёнка» до 20 июля 1914 года. Был введён в Российской империи «сухой» закон. Начиналась Первая мировая война. После закрытия там было жилое помещение вплоть до 1917 года, когда старост сменили комиссары. С 1921 года в «казёнке» расположился сельисполком.
Купавинский сельский исполнительный комитет – сельисполком занимал две комнаты, общей площадью не более 30 кв. метров, в одной из которой стояли столы для председателя и секретаря, железный сейф для документов, лавка для посетителей. Другая комната была как бы прихожей, залом заседаний с лавками по стенам. В углу помещался маленький туалет. По штату полагался курьер – сторож, каковым был Яков Иванович Тарасов, старичок неграмотный, но знавший всех в Купавне со всеми семейными и хозяйственными подробностями. Он же был и истопником. Ни телефона, ни электричества тогда ещё не было.
В двадцатые годы, когда произошла реконструкция территориального деления, были ликвидированы волости и учреждены районы, а также значительно увеличилось население Купавны, стал вопрос о перемене статуса управления хозяйством села и переводе его в иную степень административного деления. Село превратилось в рабочий посёлок с учреждением поселкового совета с соответствующим правовым положением, системой управления и своим штатом. Тогда было подобрано подходящее помещение в самом центре Купавны. Ныне это здание воскресной школы Свято-Троицкого храма.
А в доме бывшего сельисполкома расположилось почтовое отделение. Вот почему автобусная остановка рядом долгие десятилетия называлась «Старая почта». Позже в этом здании разместились детские кружки, клуб «Юный техник», в частности, авиамодельный кружок. В начале девяностых купавинцы приходили сюда за символом тотального ограбления – за «ваучерами». Здесь их нам выдавали на руки.
С 1998 года начался новый этап возрождения здания. В него переехала вновь учреждённая администрацией редакция газеты «Старая Купавна», которая объединила информационное поле Купавны. Тогда были выполнены силами коллектива редакции ремонтные работы, перепланировка помещений, старинные брёвна обшиты свежей древесиной, достроено новое помещение. В одной из комнат был открыт магазин «Книжная лавка». И автобусная остановка получила название «Родник». После пожара 2002 года была заменена крыша и пристроено крыльцо. В восстановлении здания редакции приняли участие многие предприятия Купавны, неравнодушные к судьбе газеты.
Более двух десятилетий это здание украшало пейзаж Большой Московской, пока не было принято «волевое» решение об уничтожении городского печатного органа. Здание выставили на аукцион…
Городской совет ветеранов совместно с краеведами и сотрудниками газеты «Старая Купавна» выступили с инициативой создания на базе здания № 77 по Большой Московской улице городского краеведческого музея. Напомним, что к этому времени был закрыт музей Текстильной фирмы «Купавна», экспонаты которого могли бы стать основой будущих экспозиций. Людмила Леонидовна Михайлевская, которая к тому времени возглавляла газету «Купавинские вести», предложила уникальный проект «Владимирская верста», позволивший бы сделать и музей, и саму Большую Московскую объектом туристических маршрутов по восточному Подмосковью. Хороший экскурсионный формат, так сказать «историческая фишка» нашего города. Однако, эти инициативы услышаны не были.
Сильно изменился облик Старой Купавны с начала этого столетия. Она получила статус города, украсилась новыми домами, торговыми центрами, скверами и пешеходными зонами. И происходит это на незаметном фоне ухода в прошлое нашей истории. На днях старинное здание под номером 77 по Большой Московской улице, укрытое от посторонних глаз неказистым забором, было уничтожено, раскатано по брёвнам…
Как заметил Пушкин, «дикость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». А ведь с «иванами, не помнящими родства» и не знающими собственной истории, общество благоденствия не построишь. Ибо они живут по принципу «после нас хоть потоп». Но если мы будем заботиться лишь о дне сегодняшнем, то что после себя оставим своим внукам и правнукам? Город, о древности которого напомнит лишь название? История не простит нам этого. Ведь никакие «пушкинские фонари» и прочие имитирующие старину поделки не будут равноценны подлинным свидетелям минувших эпох, не тронут за душу. Суррогат есть суррогат.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что ничто так не воздействует на воспитание ребёнка, как то место, где он родился и вырос. Действительно, пейзаж – как природный, так и городской – оказывает сильнейшее влияние на формирование человека. Особенно, если от этого пейзажа веет «стариной». Тогда человеку легче ощутить себя звеном в бесконечной цепи поколений, каждое из которых должно сохранить полученное от предков, приумножить его и передать потомкам. Уничтожение любого памятника старины – это обрыв ещё одной ниточки, связывающей нас в эту единую цепь. И о каком обустройстве города может идти речь, если его будут населять манкурты, воспитанные в духе отрицания или забвения своего прошлого, своих корней, в атмосфере неуважения к памяти предков? Наша участь тогда будет печальна, и место нам будет уготовано среди вечных аутсайдеров, завидующим тем, у кого есть История и Родина.
Юрий Еремеев
Использованные материалы:
Лев Дмитриевич Богоявленский. «Купавинский сельисполком в 1921-1922 гг.». Альманах «Прощание с веком», 2000 г.
Николай Иванович Никитин. «Сохранит ли наш город своё лицо?». Архив газеты «Старая Купавна».
Администрация Богородского городского округа направила к нашей статье следующий комментарий:
«Собственник этого объекта недвижимости Антипов А.А. производит капитальный ремонт нежилого здания на основании заранее согласованного с администрацией округа проекта и выданным ордером на право производства работ №1280 от 2.12.2022. Также собственник земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57537 Антипов С.А. производит демонтаж ветхого нежилого сооружения, расположенного на вышеуказанном земельном участке, с последующим вывозом и утилизацией, с целью выполнения благоустройства собственного земельного участка. Ожидается поставка карнизов и плит для отделки внешнего фасада, затем отделка фасада будет продолжены (февраль, начало марта), продолжаются работы по внутренней отделке. За информацией, о том, что по указанному адресу появится в дальнейшем, следует обратиться к Антипову А.А.»
Редакция газеты обратилась по указанному на информационном щите телефону к подрядчику проводимых работ – фирме ООО СтройМаш», поскольку телефон собственника не указан. Нас заверили, что в течение дня собственник свяжется с нами и прояснит ситуацию, но никто так и не позвонил. И всё-таки мы обращаемся к собственнику с просьбой через газету разъяснить горожанам, что планируется на этом знаковом месте.