В скромный домик на улице Полевой в Старой Купавне мы пришли в гости к Клавдии Ивановне Каминской. Привёл нас сюда интерес к человеку, практически вся сознательная жизнь которого связана с Купавинской тонкосуконной фабрикой. Совсем недавно Клавдия Ивановна отметила свой 90-летний юбилей. И лишь десять лет назад она ушла на заслуженный отдых.
Нас приветливо встретила женщина, сохранившая статность, в комнате на столе лежали старые фотографии, грамоты, почётные ленты победителя социалистического соревнования, значки и медали – всё, из чего была соткана трудовая жизнь нашей героини.
А началось всё в 1951 году, когда юная Клава Ненашева из села Стаево под Мичуринском в Тамбовской области приехала в подмосковное Монино с желанием поступить в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Монинском камвольном комбинате. Поначалу её брать не хотели: в ФЗУ принимали только до восемнадцати лет, а ей месяц назад как раз восемнадцать исполнилось. Но настояла на своём, заявив, что денег ей дали только на дорогу в один конец, домой ехать не на что. Приняли, на жительство определили не в общежитие, а в частный дом в селе Корпуса, что рядом с Лосино-Петровским. Комбинат арендовал места в частном секторе для учеников ФЗУ на время учёбы (шесть месяцев) – кровать, застеленная казённым бельём. Прожила Клава там шесть лет, до 1957 года, а дружбу с квартирной хозяйкой сохранила на всю жизнь. Недавно правнучка хозяйки приглашала Клавдию Ивановну на свадьбу своей дочери.
Поначалу нелегко было, скучала по дому. Но возвращаться – значит сдаться, а Клава не из таких! Да и денег, как помним, на обратную дорогу не было. Поехала в родную деревню только через год, в отпуск. А вернувшись из отпуска, поняла: вот он теперь, её дом – комбинат, подруги, походы на танцы в Лосино-Петровский. Там и судьбу свою встретила: приглядел её на танцах демобилизованный солдат Владимир, сразу решил: это моя!
Поженившись в феврале 1957-го, начали совместную жизнь в комнате, купленной Владимиру его отцом в Старой Купавне, в доме на улице 2-я Майская. Привёз её сюда молодой муж не на такси – в кабине самосвала, сам за рулём. «А я такая счастливая была!» – говорит Клавдия Ивановна, и глаза её сияют. Так и жили: муж работал водителем в АТК-10, она по-прежнему на комбинате, куда из Старой Купавны рабочих возили на крытом ГАЗ 51.
В 1958 году родился Сергей, их первенец. По закону тогда женщине только три месяца давалось на уход за ребёнком. И снова выходи на работу. Решено было устраиваться ближе к дому, на Купавинскую фабрику. Сделала это переводом, ни на один день не прерывая трудовой стаж. И вот с 12 мая 1958-го и до 8 июня 2013 года вся жизнь Клавдии Ивановны была связана с этим предприятием. Работала крутильщицей. Эта профессия относится к подготовительному циклу ткацкого производства. Скручивая вместе одиночные нити, получают прочную кручёную пряжу. Крутильщица должна заправлять нити в машину, регулировать натяжение нитей, ликвидировать обрывы. Следить, чтобы все веретёна ходили исправно. По цеху приходилось бегать, и сама крутилась как веретено, ведь надо было выполнять установленную норму. И не просто выполнить, но и превысить задание: при норме десять съёмов за смену делала одиннадцать, двенадцать.
Да, работа была нелёгкая. Но и почёт был, и заботу о себе работницы чувствовали. На торжественных собраниях в фабричном клубе победителям соревнования вручались почётные ленты, грамоты, значки и премии. А были ещё путёвки в соцстраны, в санатории Крыма и Кавказа, оплаченные профсоюзом, поездки в московские театры. Было чувство сплочённого коллектива, вместе выполняющего важную задачу.
Детей на лето отправляли в пионерские лагеря – «Лесная сказка» в Подмосковье и «Золотой берег» в Евпатории. При фабрике работал собственный профилакторий. И был очень хороший здравпункт на фабрике, где принимали врачи – терапевт, гинеколог, стоматологи. И клуб с кружками – танцевальным, балетным, с духовым оркестром и эстрадными ансамблями. Слушаем эти воспоминания, и создаётся ощущение удивительной наполненности жизни.
Спустя годы Клавдия Ивановна помнит и с уважением произносит имена руководителей. Ткацким производством руководил Павел Федорович Хрусталёв. Начальником приготовительного отдела был Михаил Григорьевич Коротков. Николай Иванович Камынин, помощник мастера – золотые руки. Вспоминает лучшую подругу и соперницу по соцсоревнованию Антонину Константиновну Заботнову, кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Подруги следили за успехами друг друга – давали и 130, и 150 процентов плана. Вместе выходили на коммунистические субботники: Антонина к мотальному станку, Клавдия – к крутильному. Обе передавали свой опыт молодым работницам – занимались наставничеством.
И с особым чувством, почти как о родственнике, говорит наша героиня о директоре фабрики Викторе Дмитриевиче Ерофееве. Ведь и домом, в котором сейчас живёт, она обязана ему. А было так.
Случайно узнали Каминские, что есть на улице Полевой участок под застройку, от которого отказался прежний владелец. Клавдия только приступила к работе на новом месте и всё же пошла к директору просить, чтобы участок этот выделили её семье – хотим свой дом. «Как давно работаете у нас?» – спросил Виктор Дмитриевич. «А мне неловко говорить, что только неделю отработала, – вспоминает Клавдия Ивановна. – Месяц, говорю, но я к вам переводом». «Вот это нам может помочь, что переводом». Пообещал в понедельник в райисполкоме, в Ногинске, поднять этот вопрос. И добился-таки, убедил выделить участок под строительство нужному для фабрики специалисту. Эту заботу директора сотрудники ощущали всегда. Как-то группа работников фабрики отправилась в Волгоград, на 30-летний юбилей Сталинградской битвы. Были куплены билеты на поезд. Но Ерофеев сказал: «Это сколько же они туда добираться будут!». Добавил денег, чтобы все летели на самолёте.
Дом Каминские строили почти три года. Ссуду им давала фабрика, частями: выдадут тысячу рублей, освоят её будущие новосёлы, отчитаются за расходы, выдают следующую. Сложно было и с деньгами, и со стройматериалами. Для кровли использовали старые железные бочки, Владимир Иванович их разрезал и распрямлял. Так и потекла жизнь в новом доме, в любви и согласии. «Любовь – это самое главное. Если есть любовь, всё будет», – уверена наша собеседница.
Спрашиваем Клавдию Ивановну, в чём выражалась любовь мужа? «Уважал меня, – говорит она. – По дому всё время что-то мастерил. Советовался со мной: Клавусь, как думаешь, вот так лучше будет?» Хотя были и трудные моменты, как в жизни без них? Но выросли четверо внуков, четыре правнука.
А потом положение на фабрике стало меняться. Кто раньше ушёл на пенсию, не застал этого. А Клавдии Ивановне довелось пережить то, как вывозили с фабрики станки – до сих пор вспоминает со слезами на глазах опустевший цех – зачем это надо было делать? Сейчас, может быть, пригодились бы.
Обо всём этом и о многом другом разговаривают, когда собираются вместе в гостеприимном доме бабушки Клавы фабричные подруги: Татьяна Акимовна Узлова, Нина Ушаткина, Зинаида Ивановна Никифорова, Нина Бузина.
Меня просили обязательно сказать о соседях по улице: Наталье Алексеевне Поповой с дочерью Настей, без которых не обходится ни один праздник в доме Клавдии Ивановны. Они всегда рядом – и в радости, и в горе. Никогда не откажет в помощи и Михаил Сергеевич Малёмин. Забегают справиться о здоровье Наталья Прокопьевна Савинова и Елена Анатольевна Бармина.
Когда мы прощались, Клавдия Ивановна и сын Сергей рассказали удивительную историю, даже какую-то сказочную: прошлой осенью пришли во двор дома индоутки. Откуда? Никто не знает, всех соседей опросили. Потом прибился ко двору щенок, словно знал, что есть тут пустующая конура. А этой весной пришёл петух, поселился в одном сарае с утками. Дикие голуби присмотрели себе место на заднем дворе. Так и живут все дружно, охраняя дом, в котором с самого начала поселились доброта и любовь.
Елена Горбунова
#Стараякупавна #Богородскийокруг #Ногинск #Новоебисерово #Ногинскийрайон #купавинскаяфабрика #историяКупавны #текстильнаяфабрика #поселокЗеленый #ветераны